Кузьминки сегодня
  Схема парка
  Усадьба Кузьминки
  Конный двор
  Снежное королевство Мультиград
  Спорт в Кузьминках
  Музей меда
  Экоцентр
  Музей индустриальной культуры
  Фестиваль цветников
  Резиденция Деда Мороза
  Природа
  Памятники
  Отзывы и рассказы
История Кузьминок
  Дореволюционный период
  Кузьминки после 1917 г.
  Новейшая история
  Метро, недвижимость, район
Усадьба Кузьминки
  Усадьба Кузьминки
  Церковь
  Слободка
  Египетский павильон
  Парадный двор
  Скотный двор
  Померанцевая оранжерея
  Больница
  Львиная пристань
  Пропилеи
  Гроты
  Дом на плотине
  Музыкальный павильон
  Конный двор
  Ванный домик
  Кузьминские пруды
  Английский парк
  Французский парк

 

Отзывы и рассказы

В данном разделе мы публикуем рассказы, очерки , зарисовки и просто интересные факты о районе Кузьминки


Московские воспоминания. Дачная мода

На юго-востоке столицы, в Кузьминках, раскинулся чудесный парк. С каскадом прудов, зеленой водой, катанием на лодках, гуляниями по романтическим аллеям с беседками, мостиками, гротами… Поедем туда! Шумная московская улица Скрябина вдруг превратится в стремительно бегущую подъездную аллею с роскошными цветниками по обеим сторонам и увитыми зеленью арками над нею. Словно летит дорога, по которой когда-то спешили экипажи, справа – французский регулярный парк, слева – английский пейзажный, они сохранились, впереди – высокие чугунные канделябры с фигурами крылатых грифонов на мостике пеед бывшим здесь прежде парадным господским двором. Мы остановимся возле церкви Влахернской иконы Божьей Матери (восстановленной в 1990-е годы) и войдем в природный историко-рекреационный комплекс «Кузьминки - Люблино», уникальный, единственный в Москве – одну из самых ярких и интересных достопримечательностей города. Этот археологический комплекс под открытым небом неповторим, больше ничего подобного в столице нет. Кузьминки скрывали, а теперь раскрывают многовековые сокровища русской цивилизации. Археологи обнаружили здесь следы одного из самых ранних поселений славян, относящиеся к X - XI векам. Мало того, в Кузьминском парке пролегает единственный, чудом сохранившийся участок Брашевской дороги, по которой шли русские войска на Куликово поле в 1380 году, ее окружает и склоняется над нею лес, тот же, что и 7 веков назад…

Кузьминками называли в народе праздники памяти святых Косьмы и Домиана, отмечавшиеся православной церковью 1 июля и 1 ноября (по старому стилю). Видимо, церковь во имя этих святых находилась на современной территории комплекса «Кузьминки - Люблино», отсюда и произошло столь родное слуху каждого москвича название этого места, а потом и района.

При Петре I здесь стоял Симонов монастырь. В 1702 году Петр I пожаловал пустошь с мельницей, отобрав ее у монастыря, в вотчину своему любимцу Г.Д. Строганову (1656–1714) в знак высокого царского к нему расположения. Строгановы построили в Кузьминках церковь, освященную в честь своей фамильной святыни – Влахернской иконы Божьей Матери, по ней имение получило новое название – Влахернское. К 1722 году в Кузьминках сложился усадебный комплекс европейского типа. Строгановы владели Кузьминками до 1757 года, когда последняя хозяйка имения Анна Александровна Строганова (1739–1816) вышла замуж за придворного князя Михаила Михайловича Голицына (1731–1804). Его стараниями усадьба была реконструирована, территория расширена до 609 га , и судьба Кузьминок, превратившихся в «Русский Версаль», прочно связалась с именем князей Голицыных.

Сергей Михайлович, сын первого владельца, превратил Кузьминки в майорат – фамильное имение, переходящее по наследству к старшему сыну. А имение переживало при нем свой пышный расцвет и занимало особенное место в жизни Москвы. С небывалым размахом проходили здесь гуляния и праздники, не знавшие даже, по воспоминаниям современников, сословных различий: «В этом отношении Влахернское есть единственное подмосковное место, куда в таком множестве собираются москвичи на гуляние 2 июля, в день сельского храмового праздника. В этот день тысячи экипажей мчатся во Влахернское, - и на пространстве 9 верст, по полям, рощам, дорогам и тропинкам рассыпаны толпы пешеходов – и все это спешит на Влахернский праздник, на гуляние. …Здесь всему есть свое место: самовары в одной роще, простой народ в другой, экипажи в стороне; нет ни дыма, ни пыли, ни тех сцен, которые, как бы хорошо ни обрисовывали характер и разгул простого народа, не всем могут нравиться. Здесь, напротив, в движении этой пестрой, разноцветной массы гуляющих, в этой музыке, в народных песнях столько приличия и вместе благородной свободы, что остается только пожалеть, для чего под Москвой нет по более таких праздников…»

В расцвете своего творчества в Кузьминках и над Кузьминками работал великий Д.И. Жилярди. Именно он соорудил знаменитый Конный двор (украшение усадьбы и поныне), центром композиции которого стал Музыкальный павильон. В нем выступал крепостной оркестр князя, поражая слушателей. Павильон наделен такой мощной и редкой акустикой, что сам может считаться музыкальным инструментом, в нем небывалое, потрясающее звучание, стократ отраженное воздухом и водами пруда. Подъездная дорога превратилась в летящий, стремительный, широкий проспект. Характер его виден сегодня, при приближении к парку.

Все стало произведением искусства - флигели, скотный двор с жилыми постройками, готическим павильоном и скульптурами быков руки великого П.К. Клодта, тополевая аллея, гроты, скульптуры, парковые памятники, чугунные копии петербургских Клодтовых коней на Конном дворе – таков был архитектурный усадебный ансамбль «Русский Версаль» князей Голицыных. «Главный» кузьминский Голицын, Сергей Михайлович, скончался в 1859 году. Усадьбу унаследовал его племянник М.А. Голицын (1794 – 1860), за ним – Сергей Михайлович, его сын. Он проводил в Кузьминках лето и продолжал традиции усадьбы – праздники и приемы. Он был последним действительным владельцем Кузьминок, скончался в 1915 году, его старший сын успел только вступить во владение и сдать его в аренду городской управе.

В 1998 году по постановлению Московского правительства бывшие усадьбы Кузьминки и Люблино объединили и образовали историко-рекреационный комплекс. Началась реставрация, восстановление и воссоздание.

Теперь в этом прекрасном месте отдыхают москвичи. В Музыкальном павильоне (полностью восстановленном) идут концерты, фестивали песен, музыки – фольклорной, джазовой, классической, звуки и вечерние огни снова отражаются в глади зеленоводного озера. На Конном дворе живут лошади, катают детей. Лодки и плавучие кафе вернулись на пруды, на аллеи – гуляющие люди, на эстрадах идут костюмированные представления. Этим летом и осенью нас ждут фестивали цветников, сказок, старинной музыки, фольклорные программы, экологический праздник и многое другое. Проводятся экскурсии, есть орнитологический комплекс «Соколиный двор» с редкими хищными птицами, экспозиция «История пчеловодства на Руси», Музей-центр К.Г. Паустовского.

На территории комплекса располагается Музей русской усадебной культуры (отдел музейного объединения «Музей истории Москвы»). Сейчас музей представляет удивительную экспозицию «Дачная мода. Московские воспоминания». Воспоминаниями о дачной жизни поры ее расцвета похвастаться, вероятно, уже никто не может, мы представляем ее, читая Чехова и Бунина, но слово «дача» находит теплый и нежный отклик желания почти в каждом сердце. Какой она была, та дачная жизнь, мы можем увидеть на выставке в музее.

«Дачная» страница в истории Кузьминок – отдельная эпоха. Возникла она с середины XIX века, как и на всех окраинах Москвы, особенно вдоль железных дорог. Усадьбы аристократов стали превращаться в дачи, отдавались в аренду, вокруг них, в рощах и парках, образовывались поселения из дачных домиков. Московская интеллигенция, коммерсанты, состоятельные люди (дачи стоили недешево) полюбили проводить лето за городом. Последний владелец Кузьминок С.М. Голицын отдал под дачные помещения усадьбу, а постепенно и все службы. К флигелям пристроили террасы, для отдыхающих выстроили дополнительные здания (32 доходные дачи). Ансамбль лишился своего совершенного единства, в Кузьминках началась совсем другая жизнь и другое ее обрамление.

Дачная жизнь была трогательная, милая, наивная. Она обрела собственный строй, культуру, традиции, отраженные в произведениях русских писателей, художников, драматургов. Как благостны чаепития на балконах и террасах, пикники у озер, романтика вечерних прогулок, простодушие домашних спектаклей, утренние и вечерние туалеты – одни для завтрака на балконе, другие для дневного променада, третьи – для выхода в «свет» вечером, к железнодорожной платформе. Там – особенное место, все дачники собираются, играет военный оркестр, можно потанцевать, работает буфет, пьют чай, встречают московский поезд… Мирно, тепло, садится солнце, играя на темной воде, и завтра будет то же, что вчера. В эту атмосферу погружает выставка «Дачная мода. Московские воспоминания». Старые фотографии, карта железных дорог с вокзалами, макеты и экспонаты выставки – утварь, мебель, шляпные коробки, зонтики, медные тазы для варенья, платья и сюртуки, качели и детские игрушки, журналы, книги… Они рассказывают о дачной жизни вместе с замечательными экскурсоводами, переносят в нее, и кажется, что это время было недавно или где-то еще существует. А «обывательские» столы и «венские» стулья – когда-то новшество, немного печальная замена обстановки господского дома, - тоже давно отошли в историю. Их жаль, и наша собственная дачная жизнь неуловимо тяготеет именно к этому прошлому очарованию летнего отдыха, смолы, кувшинок, прудов и закатов на лодочной пристани. Нас тянет туда, под эти деревья, которые помнят первых дачных поселенцев, где видно, что точно так же встает и садится солнце и связь времен не нарушена.

Журнал"Моя Москва" , Елена Соловьева
 
kuzminky@inbox.ru ; yasoft@inbox.ru